Личностные результаты
мониторинг процедур оценки качества основного общего образования
Логин
Пароль
Дерево результатов
Безопасное поведение
Забота о безопасности других
Внимательное наблюдение за поведением младших в ситуациях, могущих представлять опасность для их здоровья
Восприятие своей ответственности за жизнь и здоровье младших вне зависимости от их родственной принадлежности
Отсутствие ложной стеснительности в стремлении подсказать и предупредить об опасности для здоровья даже людей значительно более старшего возраста
Понимание повышенной опасности в определённое время суток в конкретных местах пребывания
Понимание сезонных опасностей, зависящих от времени года, погоды, передвижения людских потоков
Предложение помощи другому человеку независимо от его внешнего вида, предполагаемой национальной или культурной принадлежности и социального статуса
Профилактическая деятельность по устранению причин возможных травм
Разъяснение младшим правил безопасного поведения на «их языке»
Регулярная проверка способности младших детей соблюдать существующие правила безопасности
Чувство взаимосвязи всех людей, выражаемое стремлением помочь другим людям в опасных ситуациях путём предупреждения или оказания помощи исходя из последствий
Индивидуальное безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях
Знание номеров телефонов родителей и служб, связанных с устранением чрезвычайных ситуаций
Знание правил эвакуации
Знание ситуаций, связанных с излишней доверчивостью к незнакомым людям
Наличие доверия к окружающему миру и понимание опасностей, которые могут произойти, несмотря на выполнение правил безопасности
Однозначно выраженное понимание, что при чрезвычайной ситуации в опасном месте должны находиться исключительно специалисты, а посторонние, только в том случае, если от них может быть реальная помощь по спасению жизни других людей
Отсутствие желания фотографировать или наблюдать подробности протекания чрезвычайной ситуации
Понимание ценности человеческой жизни и здоровья, не сравнимыми со значимостью оборудования и других материальных ценностей, в том числе и своих собственных
Прогнозируемая способность избегать паники
Сознательное (не формальное) отношение к правилам поведения при возникновении чрезвычайной ситуации в школе
Стремление к безопасному поведению дома, особенно при наличии детей младшего возраста
Умение контролировать свои эмоции в сложных ситуациях и оказывать влияние на сверстников
Правильное поведение в местах в повышенной опасности
Беспрекословное выполнение предписаний при угрожающих изменениях природной обстановки
Вариативность ношения одежды и обуви в зависимости от погоды, способность самому отвечать за ношение одежды и обуви, позволяющее осуществлять жизнедеятельность безопасно
Знание правил дорожного движения
Неуклонное следование правилам дорожного движения в жизни
Отказ от управления транспортным средством, требующим наличия конкретного сертификата и имеющего возрастные ограничения для его получения, несмотря ни на какие призывы сверстников и взрослых
Отсутствие любых исключений в выполнении правил поведения на дорогах и вблизи их
Отсутствие отношения к реальным транспортным средствам как к игровым
Понимание правил поведения на природе, у водоёмов и т.п.
Понимание транспорта как зоны повышенной опасности
Самостоятельное ограничение своей деятельности в зависимости от изменения погодных условий (дождь, град, мороз, гололёд и т.п.)
Соблюдение правил поведения в общественном транспорте, понимание их рациональной обоснованности
Умение быстро и чётко осуществлять действия по посадке и высадке в транспорте
Гражданственность
Гуманистическая система ценностей
Вопросы о традиционных ценностях, регулирующих взаимоотношения людей внутри конкретной культуры
Выраженный интерес к материальному прошлому, к обрядовой стороне социальной жизни
Готовность служить своей стране, выражаемая в желании найти интересную для себя и полезную для других людей сферу деятельности и раскрытия своего потенциала, в которой можно достичь высокого профессионализма
Освоение азов профессий с целью совершения сознательного выбора профессии
Отрицательное отношение к антигуманистическим идеологиям тоталитарного типа и конкретным антигуманистическим действиям и взглядам
Отрицательное отношение к смертной казни и эвтаназии
Поддержка антимилитаристских сил и движений
Поиск разумных оснований в традициях и традиционном образе жизни своего и других народов
Проявляемое в высказываниях и поступках заботливое и бережное отношение к человеческой жизни с момента её зарождение
Проявляемое в отношениях с другими людьми желание отстаивать демократические ценности
Суждения о ценности выборной системы
Суждения о ценности демократического устройства государства и общественной жизни
Явно выражаемое желание обустраивать жизнь так, чтобы не могло быть создано возможностей для военного решения конфликтных ситуаций
Явно проявляемый интерес к различиям в культурах народов, населяющих Россию
Осознание своей этнической принадлежности
Вопросы об особенностях культурной жизни других народов
Грамотное чтение и письмо на государственном и родном языке, фиксируемое в результатах итоговой и промежуточной аттестации
Действия, направленные на сбережение и развитие культуры своего народа
Доклады, рефераты, научные и учебно-научные исследования, направленные на изучение истории своего края (региона, города, улицы)
Наличие материалов, подготовленных для участия в конференциях, доклады, фотоальбомы, фотоотчёты о путешествиях в другие регионы страны и другие страны, дневники путешествий
Положительная аттестация школьника по предметам и темам, направленным на изучении истории и культуры своего народа
Свободное владение государственным языком, отражаемое в документах об успеваемости
Собранные материалы о различных сторонах культурной жизни в разных регионах и странах (архитектура, живопись, музыка и т.п.)
Участие в археологических экспедициях, раскопках
Участие в кружках и клубах, направленных на собирание культурного наследия и преумножение его
Участие в организациях, связанных с традиционными культурными промыслами
Чтение книг зарубежных авторов
Чтение текстов на других языках
Уважение к Отечеству
Видение перспектив своей страны как многонационального государства со свободой внутренней миграции и отсутствием ограничений в порядке проживания
Высказывания о России и её месте в мировом историко-политическом процессе и своей жизни
Высказывания о ценности совместного проживания в государстве, построенном представителями разных народов и обогащающегося содержанием разных культур
Знание истории взаимоотношений между различными народами, представляющим на сегодняшний день Россию
Знание исторического прошлого своей страны
Наличие поведения, не противоречащего высказываемым суждениям
Отсутствие жаргонных слов, грубо обозначающих представителей других народов
Отсутствие националистических, шовинистических и великодержавных суждений
Отсутствие презрительных выражений в адрес любой национальности
Понимание гражданской принадлежности
Проявляемое отношение к государственной символике (герб, флаг, гимн)
Проявляемое понимание сложности исторического процесса и исторических взаимоотношений
Рассмотрение истории многонационального государства в контексте ценностей современного цивилизованного мира
Суждения о важности единства представителей разных национальностей и культур внутри единого государства
Суждения, демонстрирующие осознание свободы исторического самоопределения наций в составе единого государства
Транслируемое понимание вариативности путей исторического развития и становления государственности
Уважительные суждения о представителях разных наций, проживающих в стране
Уважительные суждения о представителях разных национальностей, представленных в окружении школьника
Здоровый образ жизни
Обеспечение безопасного образа жизни
Внимательное отношение к правилам функционирования сложной бытовой техники, электрооборудования и электронных приборов
Восприятие технических и научных достижений цивилизации как высокого этапа развития человеческой мысли, требующего знаний в процессе использования и должной меры аккуратности
Выполнение правильных условий хранения опасных веществ
Забота о сохранности компьютера, телевизора, плеера и других видов индивидуально используемой техники
Знание правил оказаний первой помощи при поражении электрическим током
Отказ при любых условиях участвовать в игровых развлечениях с нецелевым использованием химических и иных опасных веществ
Понимание опасности лекарственных препаратов, принимаемых не по назначению и с передозировкой
Существование в сознании и поведения понятия «срок годности», применяемого к продуктам, лекарствам и т.п.
Существование в сознании понятия «инструкция» и готовность следовать ей в поведении
Стремление к здоровому образу жизни
Аккуратность в одежде и заботливость, проявляемая в уходе за ней, поддержании в чистоте и порядке
Выполнение предписаний медицинских работников по профилактике заболеваний
Гордость за опрятность и чистоту, зависящую от себя самого
Готовность принять насмешки сверстников и взрослых, но при этом всё равно не приобщиться к табаку, алкоголю, наркотикам и иным способам разрушения здоровья
Готовность разъяснять сверстникам и находящимся в достаточном контакте взрослым необходимость отказа от вредных привычек
Закаливание, занятие лечебной физкультурой
Занятие физкультурой в масштабах, полезных для здоровья, и нетравмоопасным спортом
Отказ от курения при любых условиях и любом стечении жизненных обстоятельств
Отказ от приёма наркотических веществ в любых дозах и при любых обстоятельствах
Полный сознательный отказ от приёма алкоголя в любых дозах и консистенциях до достижения положенного законом возраста
Понимание вреда, наносимого окружающим в результате плохого ухода за своим здоровьем и нахождением среди них в болезненном состоянии
Понимание необходимости придерживаться правил соблюдения личной гигиены
Понимание понижения работоспособности и снижения эффективности образовательной и трудовой деятельности в результате частых заболеваний вследствие несерьёзного отношения к профилактике заболеваний; приём витаминов
Понимание социальных последствий несоблюдения выполнения некоторых правил личной гигиены
Самостоятельная уборка закреплённых за ребёнком территорий, рабочих мест, помещений
Самостоятельность в отслеживании наличия и состояния предметов, необходимых для личной гигиены (зубная щётка и паста, полотенце и т.п.)
Согласие на профилактические прививки
Ценность здорового образа жизни
Выражаемое в высказываниях и поведении отношение к медицине как к науке
Желание идти на контакт со взрослыми при обсуждении тем здорового образа жизни
Знание азов медицины и профилактики заболеваний
Избегание общения со «знахарями», ироничное отношение к ним
Интерес к способам диагностики и профилактики заболеваний
Интерес к научным и научно-популярным материалам, касающихся проблем здоровья
Интерес к прошлому взрослых, к проблемам, которые им приходилось преодолевать, устанавливая здоровый образ жизни
Интерес, проявляемый к здоровью взрослых и сверстников
Интерес, проявляемый к способам лечения болезней, которым подвержены близкие окружающие
Наличие ценности здоровья
Отсутствие боязни испортить отношения со сверстниками, давая им советы и рекомендации по ведению здорового образа жизни
Понимание того, что здоровье не является данностью, а становится объектом совершенствования в результате внимания и специальной деятельности
Расположение ценности здоровья в сложившейся иерархии ценностей на разумно обосновываемом месте
Сожаление о нарушениях взрослыми и сверстниками норм здорового образа жизни
Коммуникативность
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со взрослыми
Вопросы, связанные с пониманием причин поведения, а также степени и форм переживаний в конкретных ситуациях
Восприятие взрослых без эмоциональной отстранённости
Восприятие суждений взрослых как авторитетных, над которыми необходимо размышлять даже в случае несогласия с ними
Вхождение во взрослые социальные сообщества (реальные и виртуальные)
Вхождение во взрослые тематические сообщества (реальные и виртуальные)
Выделение собственной зоны ответственности в домашнем быту
Демонстрируемое осознание себя полноправным участников определённых видов взрослой деятельности
Заинтересованность в общении со взрослыми как в семье, так и в школьной и внешкольной жизни
Интерес к любой деятельности, связанной с домоводством, вне зависимости от пола учащихся
Отсутствие боязни поделиться со взрослыми суждениями и переживаниями
Отсутствие в отношении ко взрослым уничижительных обозначений «предки», «старики» и т.п.
Отсутствие суждений о том, что взрослые и дети никогда не поймут друг друга
Проявляемый интерес к педагогике вообще и воспитанию детей младшего возраста в частности
Стремление обнаружить и обнаружение совпадений со взрослыми в эмоциональных оценках и переживаниях по поводу книг, кинофильмов, жизненных ситуаций и т.п.
Стремление понять основы различных взрослых деятельностей и профессий и поучаствовать в них в меру своих возможностей и ограничений, заключённой в самой деятельности
Эмпатия в отношении переживаний взрослых
Коммуникативная компетентность в общении с детьми
Выражаемая гордость за «детские» достижения своих младших братьев и сестёр и понимание доли своего участия в этих достижениях
Глубина обсуждаемых тем
Готовность помогать старшим детям и выполнять их указания
Готовность поступиться своим справедливым приоритетом в авторстве суждений ради младшего, самостоятельно пришедшего к этим же выводам либо не заметившего их заимствование у старшего в своих размышлениях
Доверие к суждению старших детей
Интерес к новому, интересующему сверстников, стремление понять специфику и основания выбора друзьями новых кинофильмов, книг, игр и т.п.
Интерес к темам, обсуждаемым старшими детьми
Использование виртуальных социальных сетей для поддержания общения в письменной и символической форме
Наличие эмоционального общения с младшими детьми, проявляемого в том числе в мимике и высказываниях
Отказ изолировать младших от обсуждения серьёзных тем в семье и компании, внимательное выслушивание их суждений по моральным проблемам и планированию дальнейшей жизни
Отсутствие боязни при общении с детьми старшего возраста
Отсутствие суждений о неполноценности детей младшего возраста
Понимание разницы в интересах и готовность предоставить старшим детям время для индивидуального или группового времяпрепровождения
Понимание специфики детской жизни
Приобщение младших к своим занятиям, играм, кругу общения
Самостоятельно выражаемое желание помочь младшим или провести с ними время
Содержательная широта тем общения со сверстниками
Широкий круг общения
Коммуникативная компетентность в разных видах деятельности
Выстраивание деятельности исходя из общих интересов
Готовность взять на себя лидерские функции на уроке или во внеурочной образовательной деятельности
Готовность выслушать критические замечания как от специалистов в конкретных областях творческой деятельности, так и от зрителей, читателей и слушателей
Готовность пожертвовать своими представлениями о реализации идеи или сфере приложения совместных усилий
Готовность предоставить плоды своего творчества публике
Демонстрируемое доброжелательное отношение к представителям социально-проблемных групп
Изучение истории искусств, технического и научного изобретательства
Обсуждение вариантов целей с другими сверстниками и взрослыми
Способность брать на себя исполнение различных учебных ролей при решении образовательной задачи
Способность воспринять ограничение целей и активности при их реализации как данность
Способность распределять роли для успешного выполнения образовательной задачи
Стремление к активному целеполаганию в сфере общественной жизни
Стремление учиться у специалистов для овладения способами реализации своих творческих замыслов
Умение выстраивать диалог, выслушивать чужое мнение, способность вычленять из речи товарища доказательства и в ответном суждении выстраивать ответ на них
Умение найти общий язык с людьми, представляющими другие возрастные и социальные группы
Умение сдерживать свои эмоциональные проявления и проявления эмоций сверстников
Учёт интересов публики без отказа от своих представлений о смысле, назначении и формах реализации своей творческой деятельности
Мировоззрение
Соответствие мировоззрения современному уровню развития науки
Выражение критичного отношения к научным и псевдонаучным идеям и гипотезам, противоречащим гуманистическому мировоззрению
Интерес к системе доказательств и средствам поиска объективного знания
Критичное отношение к «доказательствам», формулируемых в терминах «случайности»
Любознательность по отношению к изменениям в мире техники и к научным открытиям
Отказ принимать научные выводы на веру без возможности предъявления доказательств
Отмечаемые по итогам промежуточного контроля и итоговой аттестации достаточные знания основ современной науки
Отсутствие суждений по бытовым и научным вопросам, исходящих из недетерминистских посылок
Проявляемый интерес к гуманитарной научной проблематике
Проявляемый интерес к естественнонаучной проблематике
Соотнесение в суждениях значимой мировоззренческой проблематики с существующими естественнонаучными и гуманитарными концепциями
Формулирование вопросов философского характера по вопросам онтологии, гносеологии и аксиологии
Соответствие мировоззрения современному уровню развития общественной практики
Вопросы о социальных, политических, культурных предпочтениях взрослых
Заявляемое желание участвовать в социальных процессах
Игнорирование некоторых форм общественного взаимодействия по обоснованным разумно излагаемым основаниям
Неудовлетворённость степенью своего индивидуального влияния на происходящие вокруг процессы
Отсутствие стремления избегать сложных мировоззренческих вопросов, связанных с взаимодействием между людьми на уровне больших групп и ограниченных коллективов
Поисковая деятельность в отношении возможности и степени своего участия в современной общественной практике
Понимание основ происходящих социальных процессов
Постоянно возобновляемый интерес к современной общественной жизни в стране
Проявление собственной активности в проектировании способов решения социальных проблем
Формулирование вопросов по поводу современной общественной практик, напрямую и опосредованно связанных со становящейся мировоззренческой проблематикой
Учёт многообразия современного мира
11. Интерес к заимствованным словам, их этимологии
Аккуратность в высказываниях, затрагивающих представления других людей, коренящиеся в иных культурных основаниях
Интерес к различиям между существующими культурами
Комфортное мироощущение в ситуации разнообразия культурных парадигм
Любовь к разнообразию и непохожести
Отсутствие боязни употребления иностранных слов и «засорения» ими языка
Отсутствие в речи выражений и суждений о превосходстве своей культуры по отношению к культурам других стран и народов
Понимание наличия тем, затрагивание которых в общении с другими людьми в пренебрежительном и тем более оскорбительном ключе недопустимо
Понимание поликультурности современного мира как ресурса общественного и личностного развития
Проявляемый интерес к истории, географии и этнографии страны изучаемого языка
Собственная активность в изучении иностранного языка, превышающая предлагаемый образовательный минимум
Стремление изучить новый иностранный язык помимо предлагаемого школьной образовательной программой
Стремление к изучению иностранного языка как средства понимания иной культуры
Толерантное отношение к разнице в религиозных и философских взглядах при сохранении чёткости собственной мировоззренческой позиции
Хорошая успеваемость в изучении иностранного языка
Явно выражаемое понимание иностранных языков как ресурса для развития родного языка
Моральное поведение
Моральное сознание
Готовность взять на себя ответственность за свои поступки в сложной ситуации с неоднозначно определённым моральным выбором
Готовность нести ответственность за свой выбор
Знание норм морального поведения
Значимость понятия «хороший человек» и определение его не из субъективно-личностных критериев или ситуаций дружеского общения, а из ситуаций взаимодействия с другими людьми и выхода за пределы собственной выгоды и даже жертвуя собственным благополучием
Обнаружение моральной составляющей в ситуациях обыденной жизни, в том числе в ситуациях, связанных с обучением, с общением со взрослыми и сверстниками, бытом и т.п.
Определённо выражаемое понимание объективности моральных законов и поиск этой объективности в предлагаемом к обсуждению взрослыми и сверстниками моральном содержании
Отсутствие избыточного личностного самоистязания в случае ошибочного морального действия при понимании необходимости либо устранить его отрицательные последствия либо понять причины ошибки, чтобы не допустить повторения в дальнейшем
Понимание морального поведения как свободного, основанного на собственном выборе в ситуациях с разными вариантами решения проблем и неоднозначностью трактовок
Понимание сложности моральных проблем и избегание однозначных и резких моральных оценок в ситуациях с усложнённой моральной структурой, включающей наличие многих участников с разнонаправленными интересами и при этом динамически развивающейся
Способность дать моральную оценку действиям публичных персон политической и культурной жизни
Умение формулировать критерии морального поведения в различных ситуациях
Ответственность за поступки
Возможная моральная оценка любого своего поступка даже в обыденных ситуациях, в которых нравственная проблематика не является явной
Наличие в мировоззрения моральной составляющей
Отказ от поиска оправданий своих поступков ссылками на существенности внешние влияния и историю собственного личностного развития при явно выражаемом понимании влияния их на своё поведение
Отказ переложить ответственность на других даже в случаях, где для этого есть объективные основания
Отсутствие полного разочарования в безуспешности своих попыток обратить внимание сверстников и взрослых на противоречие их поступков морали
Отсутствие суждений о том, что каждый человек отвечает только за себя
Пробы в общении с родителями с целью обратить их внимание на моральные основы их действий и оценок
Регулярное возобновление и продолжение попыток изменить моральные взгляды и поведение окружающих, несмотря на их непрекращающееся сопротивление
Употребление местоимения «я» при обсуждении неудач и морально сомнительных результатов своей деятельности
Формулируемые моральные основания выбора своих действий и своих оценок ситуации и действий других людей
Частое общение со сверстниками и младшими с целью повлиять на их поведение
Явно демонстрируемое несогласие с народной мудростью «своя рубаха ближе к телу», «моя хата с краю» и им подобными
Поведение на нравственной основе
Вопросы, задаваемые родителям и старшим о моральной составляющей производственных, социальных, культурных и иных ситуаций
Готовность обсуждать собственные поступки и при наличии предложения или необходимости поступки других людей с моральной точки зрения
Интерес к моральной проблематике и её обсуждению
Искренность в стремлении к добру
Обращение внимания младших на моральные проблемы и обсуждение их с ними с явным интересом к суждениям и оценкам младших
Отношение к морали как к конкретной практической области человеческой жизни
Отсутствие поиска в собственном поведении или внешне сложившихся условиях оправдания своим действиям, нарушающим моральные законы
Переживание как за жертв, так и за тех, кто совершает поступки, противоречащие морали
Понимание, что человеку, пренебрегающему законами моральной жизни, живётся плохо даже в случае явной демонстрации им довольства и благополучия
Попытки найти в чужом поведении и внешне сложившихся условиях некоторое оправдание поступков других людей, нарушающих моральные нормы, с поиском средств изменения этих внешних и внутренних условий
Признание абсолютности моральных норм для любого поведения
Умение дать моральную оценку собственным поступкам
Умение оценивать в моральных терминах бытовые и формальные ситуации, применяя к ним существенные и всеобщие моральные критерии
Явно наблюдаемые окружающими переживания по поводу чужих и собственных хороших и плохих поступков
Социальное действие
Участие в общественной жизни
Вопросы, задаваемые взрослым по поводу важных событий общественной жизни
Выражаемое в суждениях осознание себя как участника общественной жизни
Ориентация на семью и конкретных авторитетных взрослых при принятии решения участвовать или отказаться от участия в конкретных общественно-политических акциях
Осознанное принятие на себя роли помощника
Отказ от самостоятельного выдвижения глобальных программ и лозунгов, касающихся радикальных изменений в социальной действительности
Отказ от участия в массовых акциях политического характера, если он мотивирован своей недостаточной компетентностью в данных вопросах
Предъявление своих социальных запросов и своего ресурса для участия в общественной жизни
При наличии выборов проявляемый интерес к разнице в спектре социально-политических взглядов, предъявляемых партиями и движениями
Пробы собственного участия в организациях политической направленности с предшествующим и последующим анализом с помощью авторитетных взрослых возможности, степени и полезности данного участия как для собственного развития, так и для других людей
Просмотр телепрограмм, посвящённых событиям общественной и политической жизни в стране и мире
Участие в детских и молодёжных организациях культурной и социально-полезной направленности
Чтение газет или отдельных статей из газет на бумажных носителях и в сети Интернет
Чтение новостных лент
Чёткое понимание своего места и возможностей участия в социальной жизни
Участие в школьном самоуправлении
Агитация друзей и других сверстников к участию в школьных выборах
Борьба за расширение сферы ответственности как органов школьного самоуправления, так и личной, как участника либо этих органов, либо процесса выборов
Ориентация не на достижения, а на поиск проблем, которые можно решить с помощью органов самоуправления
Осознание важности и необходимости своего участия и участия каждого школьника в выборных процедурах
Отказ от участия в самоуправлении, если оно является формальным, и окончательные решения всё равно принимаются администрацией либо ответственными взрослыми
Отношение к участию в органах школьного самоуправления как серьёзной части жизни
Отсутствие боязни проиграть на школьных выборах при явно выраженном желании победить ради достижения социально значимых целей
Отсутствие желания войти в выборные органы только лишь для повышения собственного статуса
Отсутствие отказа занимать должности в школьном самоуправлении
Поиск новых форм приложения сил школьников
Понимание необходимости и конкретной ценности школьного самоуправления
Чётко выражаемое понимание важности предъявления своей позиции даже отдельным человеком
Явно фиксируемое отношение к участию в выборных органах школьного самоуправления как к средству изменения и улучшения школьной жизни, решения вопросов, важных для учащихся
Учёт социальной специфики
Выражаемая активная позиция в отношении обустройства собственной жизни в имеющихся социальных и экономических условиях
Готовность участвовать в жизни региона даже при предполагаемом впоследствии изменении места проживания в связи с дальнейшими учебными перспективами или иными планами по изменению жизни
Знание основ культурной, экономической, социальной ситуации в регионе
Знание основ социальной и экономической жизни, законов развития хозяйства и политического устройства общества
Знание проблем региона проживания
Знание этнических и культурных особенностей, с которыми приходится сталкиваться в окружающей жизни
Наличие переживаемого понятия «малая родина» и приоритетность его
Отношение к социальным и экономическим условиям жизни как к изменяемым и развивающимся
Поиск совпадающего в различных культурах, особенно в основаниях и отношении к глобальным и существенным вопросам
Умение отмечать этнические и культурные различия и интерпретировать их в позитивном ключе
Социальный интерес
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
Вопросы, в которых проявляется желание понять правила, историю их возникновения и рациональное предназначение
Выполнение существующих правил поведения в пределах их осознаваемой разумности
Доверие к рациональности общепринятых правил поведения по отношению к разным людям
Знание социальных норм
Интерес к жизни взрослых сообществ
Интерес к людям, исполняющим разные социальные роли
Отсутствие желания уйти и вернуться к детским формам деятельности в ситуациях, когда ребёнок попадает в пространство взрослого общения и взрослой деятельности
Признание различными детскими сообществами
Пробы переноса в жизнь конкретных детских групп норм из других детских и взрослых сообществ
Разнообразие и непохожесть детских сообществ, к которым принадлежит учащийся
Стремление к творческой организации жизни групп, участником которых является
Умение взять на себя разные социальные роли как в быту так и в общественной жизни
Умение подчиниться нормам, принятым во взрослом сообществе
Умение придерживаться непохожих норм поведения в различных группах
Умения выполнять непохожие нормы, принятые в различных взрослых сообществах
Участие в жизни детских сообществ
Фиксируемая разница в поведении и стиле общения в различных социальных ситуациях, по отношению к разным социальным группам и конкретным людям
Стремление к диалогу
Демонстрируемый интерес к другим людям
Знание иностранного языка в пределах бытового общения или стремление к овладению иностранным языком
Изначальное предположение перед дискуссией, что можно оказаться и самому не правым
Интерес к высказываниям и рассуждениям, в которых предъявляется содержание, с которым учащийся изначально не согласен
Интерес к жизни младших детей и помощь им
Интерес к жизни старшего поколения, задаваемые вопросы о детстве и молодости родителей, о прошлом учителей и других взрослых
Интерес к непохожему в других
Наличие большой степени открытости при сохранении интимности в некоторых личностных сферах
Наличие в общении содержательных тем научно-познавательного и мировоззренческого характера
Наличие друзей, которые подтверждают, что они являются друзьями учащегося
Наличие значимых взрослых, с которыми происходит или регулярное общение или общение по важным поводам
Понимание возможного несовпадения и даже противоположности взглядов у людей, относящихся к другим возрастным категориям, культурам, видам деятельности
Понимание того, что спор возможен и необходим только с целью достижения истины, а не демонстрации себя и своей системы взглядов
Производимое сравнение ситуаций из жизни старших и ситуаций из своей жизни и жизни сверстников
Проявляемая доброжелательность в общении
Способность выслушивать советы и замечания
Стремление в общении с младшими найти способы для понимания ими более сложных вещей, не переходя при этом на искусственный псевдодетский язык
Стремление понять систему доказательств собеседника
Умение молчать
Умение перейти на «язык» собеседника, употребление лексики, понятной собеседнику, стиля речи, поддержание разговора по теме, интересной партнёру по общению
Умение слушать
Участие в театральных постановках с присущим желанием сыграть роли в разных амплуа
Широта тем общения
Явная разница в тематике и формах общения с разными людьми
Ярко выражаемое восприятие ситуаций, в которых возникает непонимание с окружающими, как проблемных
Уважение к другим
Внимание к окружающим людям, проявляемое в бытовых мелочах
Выполнение внешних предписаний (форма одежды и правила её ношения, правила поведения и речи) при посещении различных религиозных и культурных мероприятий и заведений
Знание названий значительного числа национальных территориальных образований и их столиц
Знание основ современной культуры и культурных эпох прошлого
Знание правил поведения в общественных местах, добровольное и осознанное их выполнение
Знание религиозных различий
Знание существенных фактов и событий по истории других стран, особенно тех, с представителями которых учащемуся приходится взаимодействовать
Знание территориального устройства России
Знание, понимание и воплощение в жизнь элементарных правил этикета
Изначальное предположение, фиксируемое в общении и поведении, о равноценности культур, о некорректности сравнения их по качеству
Интерес к телепередачам, книгам и другим источникам информации о разных странах и культурах
Осознанное понимание того, что демонстрация своих личных проблем перед другими людьми в случаях, когда они этого не хотят, является неправильным поведением
Отключение громких средств связи при нахождении в местах религиозного и культурного назначения
Отсутствие в речи элементов пародии и издевательства над особенностями речи и языка представителей других народов
Отсутствие похвальбы принадлежностью к какой-либо культуре при чёткой фиксации самого факта этой принадлежности
Помощь тем, кто в ней нуждается
Понимание историчности правил поведения, обычаев, образа жизни, традиций, важных и существенных для других культур
Понимание основ той культуры, к которой учащийся принадлежит, знание её специфики и особенностей
Понимание, что достижения других людей одинаковой с учеником национальности, религии, культуры не являются его личными достижениями
Способность гордиться достижениями любой нации и её представителей
Стремление избежать в познании других религий и культур идеологических штампов, мифов и ошибок
Стремление обратиться к первоисточникам для изучения других культур и религий в виде разговоров с их представителями или чтением текстов, написанных в рамках данной культуры или религии
Уважение к наличию гражданской позиции другого человека, не отменяющее её оценивания и возможного желания изменить
Умение демонстрировать свою доброжелательность
Участие в экскурсиях и путешествиях в другие регионы и страны
Фиксируемые в речи вежливые слова и обороты
Явно выражаемый интерес к сверстникам и взрослым из других культурных сообществ и стран
Стремление учиться
Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
Выражаемые разумные основания образовательных предпочтений
Высказывания, в которых отмечаются трудности и проблемы будущей профессии
Высказывания, свидетельствующие об ориентации в будущее
Знание новых специальностей
Коррекция индивидуальной образовательной траектории в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних изменений
Наличие действий, подчинённых цели, отдалённой во времени на несколько месяцев или несколько лет
Осознанное понимании основных характеристик наиболее известных профессий
Понимание плюсов и минусов ведущих профессий
Проявление своей индивидуальности в поступках и суждениях
Проявляемый интерес к выбранной профессии или направлению деятельности
Разумное описание оснований выбора предпочтительной профессии (или профессий), овладение которой предполагается в будущем
Формулируемые представления об идеале собственного Я
Чётко выражаемый и регулярно подтверждаемый выбор сферы образовательных интересов
Опыт участия в социально значимом труде
Выражаемое стремление увидеть социально значимые плоды своего труда
Выражение желания участвовать в совместном труде с другими детьми или взрослыми
Заметный интерес к высокотехнологичным видам трудовой деятельности
Интерес к оценке своего труда другими людьми, относящимися к разным слоям и группам
Наличие конкретных практических умений в разных видах деятельности
Отсутствие желания постоянно избегать необходимого тяжёлого физического труда
Отсутствие представления о заработной плате как мериле личностной успешности
Принятие на себя различных трудовых ролей в совместной деятельности
Проявляемая заинтересованность в работе на земле с природными объектами в сельской местности или городе и доме
Проявляемое отношение к деньгам как средству социальной оценки полезности и эффективности труда
Проявляемый интерес к различным видам и областям трудовой деятельности
Размышления о полезности труда
Стремление к участию в деятельности, значимой для других людей
Явно выражаемое позитивное отношение к ручному физическому труду
Ответственное отношение к учению
Выбор в пользу обучения и возможный отказ от иной привлекательной деятельности
Выбор сферы интересов, подкрепляемый дополнительными занятиями в данной сфере, посещением кружков, факультативов, секций, школьных научных обществ, учреждений дополнительного образования
Выражаемое в деятельности стремление к учёбе как средству самореализации и самоактуализации
Высокие оценки, полученные в процессе промежуточных и итоговых аттестаций учебных достижений
Завоевание лауреатских званий на конкурсах
Минимализация жалоб на внутреннюю неподготовленность к решению стоящих перед учащимся трудовых и познавательных задач
Отсутствие жалоб на внешние трудности, мешающие достижению результата
Отсутствие иерархии профессий по признаку большей или меньшей достойности
Отсутствие пренебрежительных суждений о чужом труде, в том числе и таком, результаты которого незначительны
Письменное планирование своего учебного продвижения
Получение гранты и именных стипендий
Предпочтение, отдаваемое деятельности, направленной на образование и развитие, перед другими видами времяпрепровождения
Создание круга общения из ориентированных на развитие сверстников
Создание текстов и проектов в интересующей области знания
Составление проектов собственного образования и выстраивание соответствующего поведения
Уважительное отношение к результатам чужого труда, в том числе и представителей невысококвалифицированных профессий
Участие в олимпиадах и победы на них
Ценность семьи
Осознание значения семьи
Вопросы о построении взаимоотношений в семье, распределении ролей, распределении семейного бюджета, стиле общения и т.п.
Выражаемое желание воспроизводить семейные традиции и стиль отношений в своей будущей семье
Выражаемое мнение о высшей ценности семьи по сравнению с любыми другими человеческими социальными объединениями
Готовность к приоритетному планированию своей деятельности, учитывающему семейные интересы
Готовность к разумному подчинению рациональным требованиям
Готовность прощать старшим
Знание семейных традиций и идентификация себя с ними
Интерес к правовой семейной проблематике
Интерес к семьям окружающих людей
Интерес к художественной литературе и произведениям киноискусства, поднимающим семейную проблематику
Обращение в новостных лентах к событиям, в которых обсуждаются как семейные проблемы на современном этапе цивилизации, так и меры по защите семьи со стороны государства либо общественных и религиозных структур
Понимание психологической роли семьи
Уважительное отношение к родителям и представителей старших поколений
Принятие ценности семейной жизни
Восприятие работы по дому, деятельности вместе с родителями и старшими братьями и сёстрами как возможности общения и как общего семейного дела
Выделение времени на общение и игры с ними
Заинтересованное участие в обсуждении мер по благоустройству совместного быта
Интерес к внутренней жизни младших, к их друзьям
Интерес к оценкам и суждениям младших по всем вопросам, где это представляется возможны
Любовное отношение к многодетным семьям
Отсутствие высказываний, в которых проявляется отделение себя от семьи в совместной деятельности
Отсутствие пренебрежительного обращения, обидных прозвищ
Отсутствие стремления использования труда младших в выполнении бытовых обязанностей
Помощь в разрешении конфликтных ситуаций
Помощь младшим в учёбе, не сводящаяся к выполнению за них необходимых заданий
Пробы привлечения младших в компанию более взрослых детей
Серьёзное обсуждение с младшими важных мировоззренческих вопросов и проблем своей личной жизнью
Стремление к совместным походам в театр и кино, путешествиям и походам, просмотру телепередач, чтению вслух и т.п.
Стремление поддерживать контакты с ближайшими и более отдалёнными родственниками, стремление поделиться имеющимися ресурсами и возможностями, готовность прийти на помощь
Терпеливое отношение к бытовым неурядицам и неизбежным трениям в семье
Терпеливое отношение к младшим братьям и сёстрам
Участие в общесемейных мероприятиях
Явно выражаемый интерес к младшим детям (в том числе и из других семей)
Уважительное отношение к членам своей семьи
Аккуратные попытки понять причины ссор и конфликтов, выявление моментов непонимания
Вопросы к представителям старших поколений о их жизни, трудностях, радостях, достижениях и неосуществлённых планах и мечтах
Восприятие старших и младших как собеседников по всем важным вопросам
Знание истории своей семьи
Знание фактов биографии представителей нескольких старших поколений своей семьи
Интерес к возникновению родительской семьи и её становлению
Интерес к работе родителей
Организация общих дел с привлечением всех поколений семьи
Поиск в окружающей обстановке примет прошлого и расспрашивание об их значении в жизни семьи
Посещение работы родителей, вопросы о специфике их деятельности, трудностях профессии
Присутствие во время бесед и обсуждений старшего поколения
Пробы поиска общих целей и ценностей, общих интересов
Проявляемый устойчивый интерес к кругу родительского общения и кругу общения других членов семьи
Самостоятельно инициируемый просмотр старых фотографий и воспоминания о прошлом
Сопереживание их профессиональным успехам и неудачам
Сопереживание событиям личной жизни братьев и сестёр
Стремление познакомиться с их друзьями
Тактичные вопросы о переживаниях, радостях и горестях членов семьи
Уважение к любви между родителями, понимание её приоритетности в построении, становлении и жизни семьи
Экологическая культура
Экологическая практика
Инициативные действия (в том числе по созданию коллектива детей), направленные на улучшение экологической обстановки на близлежащей территории
Объяснение младшим необходимости выполнения правил чистоты и природосбережения
Осознание ответственности за жизнь и здоровье животных и существование растений
Ответственность за прилегающую к месту проживания и месту учёбы территорию
Отношение к своему жилью и классу как нуждающемуся в заботе каждого
Попытки повлиять на поведение других людей, которые нарушаю экологические нормы жизнедеятельности
Постоянное внимательное отношение дома, в школе и других местах к бережливому использованию природных ресурсов и поддержанию чистоты
Приложение усилий, выделение времени на поддержание помещений в чистоте и порядке
Проявление внимание к растениям
Уход за животными, если таковые имеются
Участие в кружках юных натуралистов, живых уголках и иных организациях природоохранного порядка
Участие в озеленении и приведении в порядок двора и школьной территории
Экологическая рефлексия
Влияние экологической рефлексии на выработку отношения к политическими и экономическим платформам
Вопросы взрослым, связанные с экологическими проблемами
Восприятие экологической проблематики как реальной проблематики окружающей жизни
Высказывание взрослым своего несогласия с их действиями, связанными с избыточной тратой природных ресурсов или загрязнении окружающей среды
Высказывания учащегося о явлениях окружающего мира исходя из экологических ценностей
Дискуссии со сверстниками по экологической проблематике
Оценивание некоторых законов и политических решений с точки зрения экологии
Способность дать экологически рефлексивную оценку своим действиям и действиям окружающих (проживающих в одном доме, одном дворе, в одном населённом пункте и т.п.)
Способность не воспринимать экологические проблемы в отрыве от других, в целом составляющих характеристику качества жизни
Экологическое оценивание мероприятий промышленного и хозяйственного характера
Экологическое мышление
Бережное использование воды, газа и других природных ресурсов
Внимательное отношение к источникам мусора и загрязнения окружающей среды
Знание специфики экологических проблем региона
Понимание вреда, наносимого окружающей природе бытовыми «мелочами»
Понимание специфики проблем в зависимости от места проживания (мегаполис, город, село и т.п.)
Понимание, как нерешённые экологические проблемы могут отражаться на здоровье людей
Различение в ареале проживания экологически опасных, экологически вредных и экологически нейтральных мест
Сотношение к природе и к окружающему миру как к объекту личной заботы и ответственности
Эстетическая направленность
Освоение художественного наследия
Внимательное слушание и чтение стихов и прозы друзей и знакомых
Вопросы о творчестве сверстников
Вопросы о технике исполнительского мастерства
Инициатива в посещении музеев, картинных галерей, художественных и фотовыставок
Интерес к биографиям создателей произведений искусства и их внутреннему миру
Интерес к мировой музыке, литературе, живописи, архитектуре, фотографии и т.п.
Использование возможностей, предоставляемых окружающей действительностью, для приобщения к отечественному художественному наследию
Наличие зарубежных литературных произведений в списке самостоятельного регулярного чтения
Наличие произведений русской литературы в списке повседневного самостоятельного чтения
Отсутствие шовинистических суждений о приоритетности отечественной культуры
Поощрение окружающих к творчеству
Посещение концертов
Посещение театров и сравнительный анализ постановок
Расспросы о процессе овладения какими-либо способностями в области искусства (игра на музыкальном инструменте, живопись и т.п.)
Самостоятельное регулярное прослушивание музыкальных произведений
Участие в экскурсиях и самостоятельное или с группой посещение интересных мест
Развитие эстетического сознания
Выраженное восприятие окружающего мира как несущего явную и скрытую красоту
Готовность отстаивать свои эстетические взгляды, представленные во внешних проявлениях
Наличие культурных образцов в музыке, живописи, архитектуре, литературе и других искусствах
Наличие меняемого внешнего имиджа
Наличие объектов природы или деятельности человека, которые воплощают для ребёнка представления о красивом, возвышенном, трогательном и т.п.
Отказ от просмотра каких-либо кинофильмов, чтения книг или участия в мероприятиях, явно противоречащих эстетическим представлениям учащегося
Отношение к своему быту как к эстетическому пространству
Поиск красоты в обыденных объектах (на улице, дома, многократно виденных пейзажах и т.п.)
Понимание красоты (в том числе внешней) любого человека
Понимание необходимости красоты в окружающем мире и наслаждение красотой
Понимание несводимости красоты к богатству материала изготовления
Попытки выделения объективных критериев для оценки эстетических феноменов
Пробы в отношении одежды, стремясь выработать соответствующий себе эстетический облик
Создание концепции собственной комнаты или своего жизненного места, подбор вещей или аксессуаров, воплощающих эту концепцию
Творческая деятельность
Выбор какой-либо деятельности или деятельностей эстетического характера, которые позволяют наиболее полно представить свои замыслы и отношение к окружающему миру
Готовность произвести переоценку ценностей, чтобы воплотить свои замыслы
Отсутствие боязни покинуть клуб или кружок
Отсутствие боязни при испытании своих возможностей в различных сферах искусства
Понимание возможностей для самореализаци в любой сфере искусства
Понимание необходимости целенаправленного обучения технике для достижения мастерства
Посещение клубов и кружков разной эстетической направленности
Преодоление трудностей в целях овладения выбранной сферой искусства
Пробы в отношении изменения предметов и ситуаций обыденной жизни; стремление внести эстетически ориентированную и разумно оправданную оригинальность в окружающую жизнь
Пробы вовлечь окружающих в деятельность по эстетизации окружающей среды и ближнего быта
Распределение времени, позволяющее осваивать эти деятельности
Расширение сферы искусства за счёт деятельностей, не всегда воспринимаемых с эстетической точки зрения (дискотека, фотографирование, граффити и т.п.)
Стремление к новизне

105187, Москва,
ул, Щербаковская д.14к1, оф209,
8(495)988-86-58,
e-mail: eureka@eurekanet.ru
Ресурс разработан ИПОП «Эврика» по заданию Минобрнауки России и Рособрнадзора © АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 2012г.